Фантастика «по любви»

В декабре минувшего года в свет вышел первый номер альманаха фантастики «Мю Цефея». Это проект писательницы Александры Давыдовой и издательского сервиса Ridero. Альманах включает в себя рассказы как начинающих, так и известных авторов. Он распространяется в электронном и бумажном виде, при этом электронная версия бесплатна для читателя. Сегодня выходит уже третий номер альманаха. Александра Давыдова рассказала в интервью Newsrussia.media, почему она решилась на издание «Мю Цефея», о том, что происходит с современной российской фантастикой, и где сейчас найти читателя.

Почему ты решила издавать альманах? Неужели в России не хватает подобных проектов? 
Сейчас в России можно по пальцам пересчитать сборники и журналы, которые берут для публикации малую и среднюю форму —особенно у нас «не везет» повестям — и при этом платят автору гонорар. А рассказы пишут многие. В свое время я была сильно озадачена вопросом, где публиковать свои вещи, а тогда, лет десять назад, изданий было гораздо больше. И если бы кто-то придумал и начал выпускать такой журнал, то я была бы очень рада. Так что, в какой-то мере, мне хочется сделать авторов немного счастливее. А с точки зрения читателей тоже все здорово. Журнал востребован, потому что в нем есть рассказы и статьи на любой вкус, он бесплатен в электронном виде, а любители бумаги могут его купить по минимально возможной цене.

Есть ли еще в России похожие проекты?
Мне кажется, что о конкуренции речь не идет. Если говорить о сходстве проектов, то именно такого не существует. «Мю» — уникальное явление. К тому же, я уверена в качестве текстов, а это сейчас — когда у авторов есть доступ к самиздату без корректуры и редактуры — дорогого стоит.

Что вообще у нас происходит с фантастикой? 
Происходит «литературный процесс». Шутка. Если конкретнее, то более значимой становится фигура автора, потому что в эпоху соцсетей он ближе к читателю. При этом часть писателей уходит из издательств в электронное книгоиздание, тиражи бумаги довольно низкие. Но это не только в фантастике так.

Но я далека от мысли о том, что «все катится в пропасть, раньше деревья были выше, а трава зеленее». Сейчас не хуже, чем раньше. Просто по-другому. А к переменам всегда сложно привыкать.

А с мировой фантастикой?
Из тенденций последнего времени одна из самых заметных, пожалуй, это когда автор привлекает к себе внимание не только — и не столько — качеством текстов, а, например, острыми высказываниями в твиттере. В итоге выходят книги, которые интересны общественности потому, что «вот этот человек имеет такие-то взгляды и пропагандирует их», а не по другим причинам, которые, имхо, первичны для литературы — стиль, мир, персонажи, композиция. Можно я немного поворчу, да? Мне наплевать на то, какие взгляды у автора, если у него крутой текст. Поэтому тенденция несколько удручает.

Вернемся к альманаху. Как ты его издаешь? Какие во всей этой кухни сложности?
Сначала придумываю темы номеров. Потом объявляю их в соцсетях. Авторы начинают присылать рассказы. Я их рассматриваю и принимаю решения по текстам в течение месяца-двух. Спешу изо всех сил, потому что мне нравится, когда дела делаются быстро и четко.
Еще у нас есть дизайнер обложки, иллюстратор и рецензент, который пишет обзоры на книги. Им я рассылаю техзадание заранее, чтобы к моменту выхода номера уже все было готово.

Когда состав выпуска окончательно понятен, сначала редактирую тексты, потом отправляю на корректуру. При отборе рассказов я сразу прикидываю, как они «сыграют» друг с другом и в каком порядке их расставить.

Когда все готово, верстаю в онлайн-сервисе Ridero в про-аккаунте альманаха, отсматриваю макеты для бумажной печати и взаимодействую с отделом оффлайн-дистрибуции.

Вкратце это выглядит так.

Саша, а кто это все финансирует, и есть ли прибыль?
Финансирует издание сервис Ridero. Прибыль в проект не заложена, так что все исключительно «по любви». Любви к фантастике, ясное дело. Очень круто, когда находятся люди, готовые поддерживать твои идеи и помогать вопрощать их в жизнь. Без Ridero «Мю Цефеи» в принципе не было бы. Так что мы нашли друг друга и счастливы вместе, то есть пытаемся делать счастливыми авторов и читателей. Мне кажется, что это получается.

Фантастика "по любви"
На днях писатель Сергей Лукьяненко объявил о завершении серии «Дозоров». Для человека непосвященного «Дозоры» — это почти что синоним современной российский фантастики. Но я подозреваю, что это не так. Какие еще есть авторы, которых непременно нужно почитать в твоем альманахе?

Ну, «Дозоры» — это большой и крутой проект, но им одним фантастика не исчерпывается. Так что правильно подозреваете. На самом деле, это сложный вопрос, потому что каждый автор — и его рассказ — в альманахе уже прошел отбор и победил десятки конкурентов, то есть для меня они все лучшие. Но если уж говорить о любимчиках, то в первом номере это «Молочный заяц» Анны Бурденко, «Ковбой Джек» Юрия Некрасова и «Нужно живым» Лина Лобарева. Во втором номере — «Цайтгайст» Вадима Картушова, «Когда умолк ветер» Карины Шаинян и «Чужой песок» Ольги Толстовой. В третьем номере — «Ловцы страстей человеческих» Олега Титова и «Дракон побежденный» Инны Девятьяровой.

У нас в России есть мастодонты-издатели. Что с ними не так? Слишком неповоротливы, как динозавры?
Я бы не сказала, что с ними что-то «не так». Просто есть разные схемы работы, и действительно, если ты огромная махина с большой инерцией, то на некоторые вызовы и обстоятельства сложно быстро реагировать и стремительно меняться. Но это законы физики, а не чья-то злая воля.

Какая твоя роль на этом рынке?  
У меня есть любимая цитата: «Хочешь что-то сделать хорошо — сделай это сам». Вот я ей и руководствуюсь. Один из авторов-друзей назвал меня литпродюсером, и мне нравится это слово. Кажется, что оно максимально четко определяет то, чем я занимаюсь. Нахожу крутые тексты и доношу их до читателя, причем не абы как «лишь бы издать», а в максимально классном виде. В конце концов, автор должен, в первую очередь, круто писать, а с продвижением ему стоит помочь. Это не моя основная работа, а хобби, которое забирает огромное количество времени и сил, но оно того стоит.

Я была бы рада, если бы кто-то сделал подобное для меня. Да, я ж сама автор, но это другая грань увлечения фантастикой, и мы сегодня говорим не о ней. Так что в какой-то мере это вклад в ноосферу формата «делай добро и бросай его в воду».

Скажи, кто твой читатель? И как ты ищешь новых?
Мои читатели любят странное, любят неформатную сложную фантастику, любят подумать над текстом и поразгадывать загадки, а еще не любят простые линейные сюжеты и рифму «кровь-любовь» .

Где нахожу? С помощью сарафанного радио, в основном. И среди писателей. Они, как ни странно, любят почитать на досуге.

Бесплатно альманах можно скачать по этим ссылкам:
Первый номер
Второй номер
Третий номер

А любители бумажных книг могут заказать альманах в интернет-магазине ТД «Москва».
Первый номер
Второй номер
Третий номер

Источник: newsrussia.media
Читать предыдущую

Lada Vesta получила прибор ночного видения и тепловизор

Читать следующую

С пьяных глаз: судья после ДТП подпалил машину и сбежал

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.